Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Для организации образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 8» функционирует 8 групп общеразвивающей направленности.
В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Приемная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для детей оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. Также в приемной расположены информационные стенды для родителей («Для вас, родители», «Меню», и т.д.). В них размещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов. Также в приемных оформляются выставки детских работ, папки-передвижки, фотовыставки.
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по количеству детей в группах. Стулья и столы промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада обеспечивает реализацию образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
Развивающая предметно - пространственная среда групп обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность для уединения. В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан «Уголок уединения». В уголке представлены альбомы, книги, игрушки для релаксации, игрушки-забавы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Для реализации программы «Мой край родной - Оренбуржье» организованны патриотические уголки. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает учет национально-культурных условий. В патриотических уголках в группах созданы тематические альбомы: имеются официальные и неофициальные символы Оренбургской области: флаг, герб, куклы в национальных костюмах, альбомы и др.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает учет климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Эти особенности отражаются в сезонном оформлении и содержании уголков природы (времена года) и группы в целом. В группах имеется дидактическая кукла, которая одета по сезону, иллюстрации, отражающие сезонные явления.
Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность предметно-пространственной развивающей образовательной среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда групп оснащена средствами обучения и воспитания, материалами, инвентарем, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, которые обеспечивают игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. В группах оборудованы физкультурные уголки и уголки здоровья, имеется выносной материал по сезону.
Развивающая предметно-пространственная среда групп оснащена средствами обучения и воспитания, материалами, инвентарем, игровым, оборудованием, которые обеспечивают познавательную, исследовательскую активность всех детей, а также экспериментирование с доступными материалами, в том числе с песком и водой. В группах оформлены уголки экспериментирования, оснащенные всем необходимым для организации познавательно-исследовательской деятельности.
В целях обеспечения творческой активности всех детей, их эмоционального благополучия во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможности самовыражения в группах оформлены уголки изобразительной деятельности, конструирования, музыкальный, ряжения, театрализации.
Для речевого развития оформлен речевой и книжный уголки. Большое место уделяется книгам, которые представлены не только художественными книгами, но и познавательной и справочной литературой для детей, обучающими книгами.
В речевых уголках подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие: артикуляционной моторики; пособия для развития мелкой моторики; материал по звукоподражанию; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; игры и пособия по автоматизации звуков; игры по развитию связной речи.
Трансформируемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В уголках природы имеется природный материал: шишки, желуди, семена которые используются в познавательной, продуктивной деятельности детей, при организации подвижных игр. Дети используют природный и бросовый материал в качестве предметов- заместителей вместо традиционных игрушек.
Вариативность развивающей предметно-пространственной среды проявляется в наличии различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также в разнообразии материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.
В подборе игр и игровых пособий для детей прослеживается их разноуровневость т.е. наличие одинаковых по смысловому значению, но разных по уровню сложности развивающих задач.
Доступность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает свободный доступ детей. Материалы для младшего возраста размещаются на открытых полках, а сами материалы подобраны внешне привлекательные, яркие. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности. Сотрудники постоянно следят за тем, чтобы игрушки, оборудование были исправны.
Содержимое развивающей предметно-пространственной образовательной среды групп соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается целостность образовательного процесса образовательных областей: социально-коммуникативного развития, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
3. Спальня - предназначена для организации дневного сна детей. Спальни оборудованы стационарными кроватями. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
4. Буфетная - предназначена для хранения и мытья столовой посуды.
5. Туалетные помещения делятся на умывальную зону и зону санитарных узлов, оснащение которых соответствует требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, установлены вешалки для детских полотенец, умывальная раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Созданная предметно-пространственная развивающая среда в музыкальном зале помогает развитию творческих способностей, воспитанию эстетического отношения к окружающему миру, пониманию детьми прекрасного.
Для развития детского музыкального творчества и проведения музыкально-дидактических игр в зале находятся наглядные пособия и атрибуты, которые разнообразны по содержанию и красочно оформлены, чтобы привлекать внимание детей, вызывать желание петь, слушать музыку, выполнять танцевальные движения.
Перечень карнавальных костюмов для взрослых.
1. Дед Мороз
2. Снегурочка
3. Снеговик
4. Карлсон
5. Заяц
6. Петрушка
7. Народные костюмы
8. Леший
9. Баба Яга .
10. Кикимора
11. Зима
12. Осень
13. Весна
14. Лиса Алиса
15. Старик Хоттабыч
16. Шапокляк
17. Король
18. Карабас-Барабас
19. Тоска зелёная
20. Водяной
21. Медведь
22. Снежная королева
№ |
наименование |
количество |
п\п |
||
1 |
Пианино |
1 |
2 |
Цифровое пианино |
1 |
3 |
Детские музыкальные инструменты: |
|
Металлофон |
2 |
|
Барабан |
4 |
|
Треугольник |
7 |
|
Звуковысотные колокольчики |
8 |
|
Тарелки металлические |
6 |
|
Маракасы |
7 |
|
Губная гармошка |
1 |
|
Трещотки |
2 |
Музыкальные
Созданная предметно-пространственная развивающая среда в музыкальном зале помогает развитию творческих способностей, воспитанию эстетического отношения к окружающему миру, пониманию детьми прекрасного.
Для развития детского музыкального творчества и проведения музыкально-дидактических игр в зале находятся наглядные пособия и атрибуты, которые разнообразны по содержанию и красочно оформлены, чтобы привлекать внимание детей, вызывать желание петь, слушать музыку, выполнять танцевальные движения.
Перечень карнавальных костюмов для взрослых.
1. Дед Мороз
2. Снегурочка
3. Снеговик
4. Карлсон
5. Заяц
6. Петрушка
7. Народные костюмы
8. Леший
9. Баба Яга .
10. Кикимора
11. Зима
12. Осень
13. Весна
14. Лиса Алиса
15. Старик Хоттабыч
16. Шапокляк
17. Король
18. Карабас-Барабас
19. Тоска зелёная
20. Водяной
21. Медведь
22. Снежная королева
Музыкальные
№ |
наименование |
количество |
п\п |
||
1 |
Пианино |
1 |
2 |
Цифровое пианино |
1 |
3 |
Детские музыкальные инструменты: |
|
Металлофон |
2 |
|
Барабан |
4 |
|
Треугольник |
7 |
|
Звуковысотные колокольчики |
8 |
|
Тарелки металлические |
6 |
|
Маракасы |
7 |
|
Губная гармошка |
1 |
|
Трещотки |
2 |
Развивающая предметно – пространственная среда логопедического кабинета
Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Оформление логопедического кабинета с учётом современных образовательных технологий и требований ФГОС, позволит более эффективно решать коррекционно-логопедические задачи в психологически комфортных условиях, а также повысит уровень взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителя-логопеда, родителей, воспитателей.
В связи с этим развивающая среда в кабинете организуется так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций. Педагогическое пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно-воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед. Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета, следует руководствоваться следующими принципами:
- соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
- инновационная направленность (соответствие ФГОС, учет современных образовательных технологий);
- системность (весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт кабинета);
-доступность;
- мобильность (настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся);
- многообразие материала.
Материалы для коррекции артикуляционной, мимической моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова Папка «Гимнастика для развития речи» Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении». Картинки на автоматизацию звуков:(с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ; л, ль; р, рь) Рабочие тетради по автоматизации и дифференциации звуков Игры для коррекции слоговой структуры слова: «Поезд, «Поймай рыбку». Логопедические помощники: шпатели, ватные палочки, вата, спирт, трубочки, зеркала А. И. Богомолова Логопедическое пособие для детей Развивающая игра «Логопедическая улитка» Логопедические кубики |
Материал для развития фонетико – фонематических процессов, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте Кассы букв. Папка «Звуковые линейки. Демонстрационный материал. Раздаточный материал» Папка с дидактическим материалом по развитию фонетико-фонематических процессов «Звуки. Слоги. Слова. Предложения» Пособие «Звуковые фонарики» Раздаточный материал Дидактическая игра «Кит и кот» Раздаточный материал. Д/и «Звуко – буквенное лото» Развивающая игра «Учу буквы» Д/и «Слова в цепочки, звуки в домики» Д/и «Слоги, слова, фигуры» Д/и «Почитай-ка» Наглядно-дидактическое пособие «Читаем сочетания слов» Наглядно-дидактическое пособие «Собираем слова из слогов» Наглядно-дидактическое пособие «Читаем слова-слоги» Д/и «Подбери картинку к схеме» Наглядно-дидактическое пособие «Забавный алфавит» |
Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи Папки с предметными картинками на разные лексические темы. Д/и «Парные картинки» Д/и «Один-много» Д/и «Угадай по описанию» Д/и «Соберем урожай» Папка «Составление рассказа по картине, по серии картинок» Д/и «Необычные цветы» Д/и «Развиваем речь» Наглядно-дидактический материал «Азбука движений. Кто что делает?» Наглядно-дидактический материал «Слова-антонимы» Дидактическая игра «Какое варенье?» Пальчиковый театр «Рукавичка» Пальчиковый театр «Заюшкина избушка» Настольный театр «Колобок» Настольный театр «Теремок» Настольный театр «Три поросенка» Папка «Маски для драматизации» |
Пособия по развитию речевого дыхания, темпо - ритмических, просодических компонентов речи Папка с практическим материалом по развитию речевого дыхания «Поддувалочки-занималочки -1» Папка с практическим материалом по развитию речевого дыхания «Поддувалочки-занималочки -2» Папка «Дыхательная гимнастика» Картотека наглядного материала для развития просодических компонентов речи Д/и «Задуй мяч в ворота» Султанчики, ветерок, мыльные пузыри, воздушные шары |
Пособия для развития мелкой моторики рук Пуговицы, мелкие предметы и игрушки. Пособия для шнурования: «Шнуровальный планшет». «Цветы», «Ёжик», «Улитка», «Ночь», «Цыпленок», «Ботиночки», «Паучок», Папка «Пальчиковая гимнастика» Папка «Шагаем пальчиками. Упражнения на развитие мелкой моторики рук» Папка «Шагаем пальчиками. Упражнения на развитие мелкой моторики рук - 2» Папка «Прописи. Штриховки» Папка «Увлекательные лабиринты» Папка «Пальчиковый театр теней» Папка «Собери картинку» Развивающая игра «Моторика» Трафареты. Бассейн с песком Пальчиковый бассейн Игрушки – завертушки: «Дерево», «Цветок», «Машина», «Елочка», «Светофор», «Кораблик», «Божья коровка» Д/и «Игры с прищепками» Д/и «Чей это хвостик» Картотека «Пальчиковая гимнастика» Игры со счетными пальчиками Развивающая игра «Поймай обезьянку» Игра «Волшебные палочки и умные карандаши» Игра «Ловкие пальчики» |
Наличие оборудованных объектов спорта
Перечень спортивного и оздоровительного оборудования
№ |
Наименование |
№ |
Наименование |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
Сухой бассейн - 1 Батут -1 Тренажёры: Силовой тренажёр -1 Велотренажёры - 3 Мини-степпер -1 Мини-ходы- 2 Степпер «здоровье» -1 Беговая дорожка -2 Ролики массажные -2 Массажные «следы и лапки»- 12 + 12 «Кузнечик» для прыжков -2 Ходунки – ведёрки -4 Гимнастическая скамейка: - высокая -3 - низкая -1 Шведская стенка (4 пролёта) Гимнастический мат -1 Гимнастическая лестница -2 Лесенка- стремянка -1 Наклонная доска -1 Ребристая доска -2 +1 Барьеры для прыжков - 5 Полубревно -1 Щит для метания -2 Для метания с карманами -1 Конус сигнальный -10 Баскетбольное кольцо (щит)-3 Дуги разной высоты –7 + набор Тоннель для пролезания -2 Стойки для прыжков 2-х видов -2 Канат -1 Мячи с рожками - 4 Мячи большие: - волейбол -21 - баскетбол -13 Мячи малые: - цветные (средние) - 4 - розовые (мал.) -13 - зелёные (мал.) - 8 Скакалки -24 Обручи: - железные большие - 6 - пластмассовые - 15 - железные красные - 16 Гимнастические палки: - пластмассовые - 28 - деревянные - 12 Кубики - 50 Погремушка - 21 |
38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 |
Ленточки -15 Флажки цветные -30 Платочки -15 Верёвочки-косички -25 Гантели пластмассовые -25 Мешочки с песком -15 Кегли -8 Шнур рельефный для ходьбы -2 Круг резиновый с шипами -2 Кольцеброс Груша боксёрская с перчатками Ориентиры для игр (конусы) - красные -10 - жёлтые -10 Раздаточный материал для упражнений на профилактику плоскостопия Набор игрушек для ОРУ Инвентарь для зимних игр: - лыжи пластмассовые -13 - санки - 4 -клюшки - 12 -шайба - 5 ТСО: -компьютер -магнитофон Пианино Бубен Свисток - мяч желтый - 1 - набор мячей (пластмассовых, цветных) – 2 набора - степ –платформа – 10 - атрибуты к подвижным играм – маски. |
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Сведения о средствах обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) в МБДОУ «Детский сад № 8» используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Все объекты МБДОУ «Детский сад № 8» для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками), а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофоны и др.);
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
В МБДОУ «Детский сад № 8» имеется музыкальный и физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием. В музыкальном зале есть проектор, экран, музыкальный центр, пианино, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В физкультурном зале есть мячи, обручи, скакалки, а также остальное спортивное оборудование. В кабинете учителя-логопеда имеется все необходимое оборудование, дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ "Детский сад № 8" с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство. Имеется следующее оборудование:
-электронная почта;
-2 сетевые точки выхода в Интернет;
-разработан и действует сайт ДОУ.
Доступ к информации для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, представленной на официальном сайте МБДОУ "Детский сад № 8" обеспечен наличием версии для слабовидящих.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по безлимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляет провайдер ОАО «Ростелеком».
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют